Одиннадцать эпох, две сотни юнитов, три миллиона апгрейдов -- гигантомания, как она есть. Мушкетеры против атомных субмарин. Голова кружится от открывающихся перспектив. А в итоге? Создаем толпу танков побольше и "мышещелкаем" противника. Повторять до полной победы. Если вы хоть раз держали в руках учебник истории для средней школы, псевдореализм Empire Earth вызовет у вас только зевоту. А если, не приведи Господи, конечно, вы его еще и читали, быть игре расстрелянной без суда и следствия. За выдуманный борзописцами сюжет отдуваться приходится грекам, англичанам, немцам и (не поверите) русским. Причем кампания за последних проходит в недалеком будущем на фоне всеобщей демократизации страны бурых медведей. Подобные издевательства над нашими северными соседями выгорают только у Westwood, остальным разработчикам лучше даже не пытаться. Над своей историей патриотичные американцы куражиться не рискнули. К счастью, издатель игры в СНГ SoftClub обещает исправить наиболее вопиющие несоответствия и назвать главгероев поприличнее. Отличный звук и русское руководство пользователя прилагаются. Приятно. Вообще, все оказывается не настолько плохо, как вы могли бы подумать вначале. Empire Earth ни в коем случае не пытается стать новой Civilization (как обещали авторы в начале разработки), а является полноценной заменой еще одной американской книги комиксов -- Age of Empires. И правда, если за полчаса мы можем перейти из каменного строя в феодальный, то зачем останавливаться на достигнутом? Empire Earth проведет вас от каменных топоров к гигантским шагающим роботам. Игровой процесс почти полностью соответствует оригиналу. Рубим лес, добываем золото, железо, камень, выращиваем еду. Безропотные крестьяне выполняют все это почти автоматически, они тут же хватаются за работу, стоит их оставить в покое на пару минут. Легко переходим из эпохи в эпоху, постепенно открывая все более и более продвинутые технологии. Метатели копий сменяются рыцарями, те в свою очередь -- морской пехотой, которая тоже недолго будет царицей полей -- грядет эпоха атомного оружия. Чем игра отличается от прародителя, так это динамизмом. Многопользовательский режим в Age of Empires, чтобы ни говорили купленные Microsoft устроители чемпионатов, невыразителен и проходит всегда по одной и той же схеме: сначала два часа отстраиваемся, затем пять минут воюем. А слабо делать это одновременно? Непрекращающаяся бойня и полное презрение к потерям на фоне методичного сбора ресурсов и отстройки защитных сооружений в течение восьми часов (примерно столько длится бой на самой большой карте). По окончании кажется, что разгружал вагоны с цементом -- ужасно болит спина. Предательски ноет затекший указательный палец правой руки. Главное, что смущает во всем этом, -- многообразие юнитов. Фактически набора войск, который используется в Empire Earth, хватило бы на десяток менее масштабных игр при экономном расходовании. Очень сложно ориентироваться и тем более что-то решать в такой огромной толпе. К счастью, старый проверенный метод "строим всего понемногу -- авось пронесет" здесь работает отлично. Про игровой баланс сказать что-то определенное довольно непросто по той же причине. Однако нужно заметить, что любимый стратегами всей планеты "танковый раш" в игре отказывается выполнять свои победоносные функции. Координация действий ВМФ, ВВС и наземных сил, которую нам обещали в Real War, здесь действительно работает -- даже и не пытайтесь воевать одним типом войск. Разнесут на клочки. Хотя, конечно же, на лавры серьезной стратегии игра и не претендует. Весело и со взрывами -- вот кредо разработчиков Empire Earth. Еще одна проблема -- улучшения. Их количество превосходит все разумные пределы, к тому же производятся они не в зданиях, а непосредственно самими бойцами. Которые все равно безнадежно устареют в ближайшем будущем. В итоге, в многопользовательской игре никто апгрейды не делает -- лучше сэкономить средства для перехода в следующую эпоху. Да и запросто можно провести остаток жизни за игрой, пытаясь перещелкать все "иконки" всех войск. Существуют и глобальные "цивилизационные" улучшения, которые сказываются на всем процессе игры. Правда, эти функции тоже не доработаны: вполне понятно распределение очков между "увеличенной дальностью бомбардировщиков" и "большей силой удара копьеметателей", но возможность сделать это за один раз невероятно раздражает: ну откуда мне знать в сетевой игре, доживу ли я до постройки аэропорта? Специальные способности здесь, как и почти во всех стратегиях реального времени (выдающиеся исключения вроде соседней Battle Realms только подтверждают правило), практически не используются. Потрясающие по красоте магические фокусы пророков вроде вулкана или чумы на головы неверных требуют внимательного выцеливания оных священнослужителей в кишащей массе войск. Горячие клавиши запоминать, как обычно, лень -- чай, не Starcraft. Многорукий же искусственный интеллект формирует ударные группы, обязательно пользуясь услугами копперфилдов, -- землетрясениями уничтожает дорогущие здания, используя остальные войска для подавления наших партизан. Строения Empire Earth не представляют собой ничего нового или революционного -- выглядят обычно и действуют точно так же. Единственным исключением являются Чудеса Света -- по аналогии с Civilization эти сооружения дают некоторые глобальные преимущества, которые, впрочем, не окупают их дороговизны. Да и все враги, до постройки вами, скажем Александрийской Библиотеки, занимавшиеся тихими междоусобными разборками, с появлением на вашей территории такого значительного строения бросают все свои дела и начинают методичный геноцид ваших верноподданных. В итоге, Чудеса Света отправляются в небытие вслед за апгрейдами. Красиво, но бесполезно. Графически Empire Earth заслуживает всяческих похвал. Движок игры выдает прелестную чистую картинку, любит пугать спецэффектами и легко поддерживает средних размеров битвы. Правда, нужно отметить, что крупномасштабные побоища, которые можно устроить в многопользовательском режиме, способны превратить игру в пошаговую даже на мощнейшем Pentium 4. А какая здесь вода! Надо видеть, как идет ко дну, полыхая чрезвычайно реалистичным пламенем, драгоценный авианосец. В этом плане с Empire Earth может соперничать только свежая Battle Realms. Остальные конкуренты нервно курят в сторонке. А по качеству реализации всевозможных землетрясений, вулканов и атомных взрывов игра уверенно занимает лидирующие позиции. Звук заслуживает нежного определения "функциональный", которое, как известно, находится примерно посередине между "среднего качества" и "отвратительный". Музыка, правда, сделана получше -- не идеал, но играть не мешает. В итоге: если вам нравятся Age of Empires и Emperor: Battle for Dune, то Empire Earth вас не разочарует. Удачно построенный игровой процесс вкупе с завораживающей графикой делают эту игру прекрасным развлечением. Если же ваш фетиш -- Civilization, не отвлекайтесь по мелочам.
|